Обновленная модель компетенций коуча ICF: краткий анализ
В октябре Международная Федерация Коучинга ICF приняла решение провести изменения в компетенциях коучей, создав их новую модель.
Как известно, первая версия компетенций коуча была создана в 1998 году – в ее разработке участвовали всего 8 специалистов. Сделав анализ своего успешного опыта, они выделили поведенческие характеристики, которые оказывают положительный эффект на работу коуча – так были скомпонованы хорошо известные всем «11 компетенций коучинга».
Модель доказала свою успешность, в то же время опыт показывал, что даже ее можно улучшить. К примеру, маркеры в некоторых компетенциях пересекаются, некоторые понятия описаны недостаточно четко и т.д. Поэтому в ICF было решено пересмотреть компетенции и создать более структурированную и четкую модель.
Для этого с 2017 по 2019 годы проводились исследования, в которых приняли участие 1300 коучей. При обработке полученных результатов были задействованы методы матанализа, а также специально разработанное программное обеспечение. Благодаря такой грандиозной и масштабной работе появилась обновленная модель компетенций коуча.
"Это масштабное исследование подтвердило, что значительная часть существующей модели основных компетенций ICF, разработанная почти 25 лет назад, остается критически важным для практики коучинга сегодня. Некоторые новые элементы и темы, появились из данных, также были интегрированы в эту модель", - говорится в сообщении ICF Ukraine Chapter, Отделении Международной Федерации Коучинга (ICF) в Украине.
.
В новой модели, отмечают в организации, первоочередной акцент сделан на этическом поведении и конфиденциальности, важности коучингового мышления и длительной рефлексивной практики, критических различиях между разными уровнями коучинговых соглашений, критичности партнерства между коучем и клиентом, и важность культурной, системной и контекстной осведомленности.
Эти основные компоненты, в сочетании с новой темой отражают ключевые элементы коучинговой практики сегодня и помогут создать более сильные, всеобъемлющие коучинговые стандарты в будущем.
ОБНОВЛЕННАЯ МОДЕЛЬ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ICF
(перевод с английского языка на украинский осуществлен ICF Ukraine Chapter)
А. СОЗДАНИЕ ФУНДАМЕНТА
1. Демонстрирует этическую практику
Определение: понимает и последовательно применяет коучинговую этику и стандарты коучинга
- 1. Демонстрирует личную целостность и честность во взаимодействии с клиентами, спонсорами и заинтересованными сторонами.
2. Чувствителен к идентичности клиентов, окружению, опыту, ценностям и убеждениям.
3. Использует язык, соответствующий и почтительный к клиентам, спонсорам и соответствующим заинтересованным сторонам.
4. Соблюдает Кодекс этики ICF и поддерживает основные ценности.
5. Поддерживает конфиденциальность информации о клиентах в соответствии с соглашениями с заинтересованными сторонами и соответствующими законами.
6. Соблюдает различия между коучингом, консультированием, психотерапией и другими поддерживающими профессиями.
7. Отправляет клиентов к другим специалистам, если это имеет смысл.
2. Воплощает коучинговое мышление
Определение: Развивает и поддерживает менталитет, который является открытым, интересным, гибким и ориентированным на клиента.
- 1. Признает, что клиенты отвечают за собственный выбор.
2. Вовлекается к постоянному обучению и развитию как коуча.
3. Разрабатывает постоянную рефлексивную практику для улучшения коучинга.
4. Остается осознанным и открытым к воздействию контекста и культуры на себя и других.
5. Использует осознание себя и своей интуиции, чтобы принести пользу клиентам.
6. Развивает и поддерживает способность регулировать свои эмоции.
7. Психически и эмоционально готовится к занятиям.
8. При необходимости обращается за помощью к внешним источникам.
В. СОВМЕСТНОЕ СОЗДАНИЕ ОТНОШЕНИЙ
3. Разрабатывает и Поддерживает Соглашение.
Определение: Коуч совместно с клиентом и соответствующими заинтересованными сторонами создают четкие договоренности, касающееся коучинговых взаимоотношений, процесса, планов и целей. Разрабатывает соглашение для всего коучинговое взаимодействия также, как и для каждой коучинговой сессиии.
- 1. Объясняет, что такое коучинг, а что нет, и описывает процесс клиенту и соответствующим заинтересованным сторонам.
2. Договаривается о том, что присуще в отношениях, а что нет; что предлагается, а что нет, а также о том, что входит в обязанности клиента и соответствующих заинтересованных сторон
3. Достигает согласия по руководящим принципам и конкретным параметрам коучинговых отношений
таких как логистика, сборы, планирование, продолжительность, прекращение, конфиденциальность и привлечения других специалистов.
4. Сотрудничает с клиентом и соответствующими заинтересованными сторонами с тем, чтобы установить общий коучинговый план и цели.
5. Сотрудничает с клиентом для определения совместимости клиент-коуч.
6. Сотрудничает с клиентом, чтобы определить или подтвердить то, что они хотят достичь на сессии.
7. Сотрудничает с клиентом, чтобы определить, что он хочет решить или достичь на сессии.
8. Сотрудничает с клиентом, чтобы определить или подтвердить меры успеха того, что хочет клиент от коучинговой деятельности или на индивидуальной сессии.
9. Сотрудничает с клиентом, чтобы управлять временем и фокусом сессии.
10. Продолжает обучение в направлении желаемого результата клиента, если клиент не укажет
Иное.
11. Сотрудничает с клиентом, чтобы прекратить коучинговые отношения таким образом, чтобы уважать опыт, который они оба получили.
4. Культивирует Доверие и Защищенность. Определение: Сотрудничает с клиентом, чтобы создать безопасную среду, в которой будет поддержка, что позволит клиенту свободно делиться. Поддерживает взаимоотношения взаимного уважения и доверия.
- 1. Стремится понять клиента в его контексте, который может включать его личность, окружение, переживания, ценности и убеждения.
2. Демонстрирует уважение к личности, восприятию, стилю и языку клиента и адаптирует коучинг под клиента.
3. Признает и уважает уникальные таланты, представления и работу клиента в процессе коучинга
4. Проявляет поддержку, сопереживание и заботу о клиенте.
5. Признает и поддерживает выражения чувств, восприятие, беспокойство, убеждения и предложения клиента
6. Демонстрирует открытость и прозрачность как способ отражения уязвимости и формирования доверия к клиенту.
5. Поддерживает присутствие
Определение: присутствует с клиентом в полной осознанности, используя гибкий, обоснованный и уверенный стиль.
- 1. Остается сосредоточенным, наблюдательным, сочувственным и чутким к клиенту.
2. Проявляет интерес во время коучингового процесса.
3. Руководит своими эмоциями, чтобы оставаться присутствующим с клиентом.
4. Демонстрирует уверенность в работе с сильными эмоциями клиента во время коучингового процесса.
5. Удобно работает в пространстве незнания.
6. Создает или допускает пространство для тишины, паузы или размышлений.
C. ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
6. Активное слушание
Определение: Фокусируется на том, что говорит и чего не говорит клиент, чтобы полностью понять, что говорится в контексте систем клиента и поддержать самовыражение клиента.
- 1. Учитывает контекст, личность, окружение, опыт, ценности и убеждения клиента для улучшения понимания того, о чем говорит клиент.
2. Обдумывает или обобщает то, что сообщил клиент, чтобы обеспечить четкость и понимание.
3. Признает и спрашивает, когда за чем-то стоит нечто большее чем то, о чем говорит клиент.
4.Замечает, признает и исследует эмоции клиента, изменения энергии, невербальные подсказки или другое поведение.
5. Интегрирует слова клиента, тон голоса и язык тела, чтобы определить полное значение того, что говорит клиент.
6. Замечает тенденции в поведении и эмоциях клиента в течение сессий, чтобы распознать темы и паттерны.
7. Создает осознание
Пробуждает осознание (понимание). Определение: Способствует пониманию и познанию клиента, используя инструменты и техники, например, сильные вопросы, молчание, метафору или аналогию.
- 1. Учитывает опыт клиента, когда решает, что может быть полезным.
2. Предоставляет клиенту вызов как способ создать осознание или понимание.
3. Задает вопросы о клиенте, в том числе о его образе мышления, ценностях, потребностях, желаниях и убеждениях.
4. Задает вопросы, которые помогают клиенту выходить за рамки обычных способов мышления.
5. Приглашает клиента поделиться подробнее о своем опыте в данный момент.
6. Замечает, что работает для повышения прогресса клиента.
7. Корректирует коучинговый подход в ответ на потребности клиента.
8. Помогает клиенту определить факторы, влияющие на текущие и будущие модели поведения, мышление или эмоции.
9. Приглашает клиента генерировать представление о том, как вы можете двигаться вперед, а также хотите или умеете делать.
10. Поддерживает клиента в рефрейминге перспектив.
11. Делится без привязанности наблюдениями, представлениями и чувствами, которые имеют потенциал для создания новых знаний для клиента.
D. СТИМУЛИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОСТИ И РАЗВИТИЯ
8. Способствует Росту Клиента.
Опредление: Сотрудничает с клиентом, чтобы трасформировать познание и понимание в действие. Поощряет независимость клиента в коучинговом процессе.
- 1. Работает с клиентом, чтобы интегрировать новую осознанность, понимание или обучение в его мировоззрение и поведение.
2. Сотрудничает с клиентом для разработки целей, действий и их мер, которые интегрируются и расширяют новое обучение.
3. Признает и поддерживает самостоятельность клиента в разработке целей, действий и методов работы.
4. Поддерживает клиента в выявлении потенциальных результатов или обучении с определением шагов действий.
5. Приглашает клиента рассмотреть, как продвигаться вперед, включая ресурсы, поддержку и потенциальные барьеры.
6. Сотрудничает с клиентом, чтобы обобщить обучение и понимание в течение или между сессиями.
7. Отмечает прогресс и успехи клиента.
8. Сотрудничает с клиентом, чтобы завершить сессию.
О чем говорит первоначальный анализ новой модели?
Прежде всего, то, что количество компетенций уменьшилось с одиннадцати до восьми.
Кроме того, в глаза бросается факт, что в новой модели при описании компетенций преобладают глаголы.
Благодаря уменьшению количества компетенций некоторых из них «переехали» в новую редакцию с чуть измененной формулировкой. Так, вторая компетенция “Заключение коучингового соглашения” стала компетенцией номер три под названием «Разрабатывает и Поддерживает Соглашение”.
Более того: в третьей компетенции появляется соглашение с компанией (другими словами, допускается возможность появления бизнес-соглашения).
Прежняя Третья компетенция – Создание доверительных отношений – переехала в новой редакции в четвертую – «Культивирует Доверие и Защищенность».
В свою очередь, «старая» компетенция номер четыре – «Коучинговое присутствие» стала в новой редакции пятой– «Обеспечивает присутствие» - то есть, проявляет активность.
Пятая компетенция «Активное слушание» стала шестой «Активно слушает».
Шестая, седьмая и восьмая компетенции («Сильные вопросы», «Принцип коммуникации» и «Стимулирование осознанности») «переехали» в новой редакции в седьмую компетенцию «Пробуждает осознание (понимание)».
Также логичным выглядит объединение последних трех компетенций – теперь они «слились» в одну, став компетенцией номер восемь под названием «Способствует Росту Клиента». Еще одна компетенция - «Профессиональные стандарты» - была расширена, теперь ее заменили компетенциями «Демонстрирует этическую практику» и «Отражает коучинговое мировоззрение».
Если говорить о ключевых компетенциях в целом, то нужно отметить что все четыре их блока сохранились.
Новая модель компетенций коуча вступит в силу только с января 2021 году, поэтому менторинги в течение следующего года будут проходить по старой, «привычной» модели. Кроме того, все это время будут действовать старые маркеры компетенций – новые только предстоит разработать.
бесплатную коуч-сессию