Международное пространство коучей и клиентов: управляйте Вашим будущим с Вашим персональным коучем!
10.09.2019

Представлены мощные инструменты коучинга: состоялась первая осенняя встреча в Клубе Эфективных коучей


Представлены мощные инструменты коучинга: состоялась первая осенняя встреча в Клубе Эфективных коучей

Во вторник, 3 сентября, прошло очередное заседание Клуба Эфективных коучей Youcoach.

В начале встречи ведущая Яна Олентырь отметила, что первый осенний месяц традиционно считается временем начала обучения – процесса, который всегда актуален для настоящего коуча, не прекращающего получать новые знания на протяжении всей своей жизни. Тем более, что и количество «учеников» в нашем «классе» увеличилось: после августовского заседания к Youcoach присоединились два коуча из Москвы – Ирина Сомова и Наталья Калинина.

Поэтому впору начать изучать новые, действенные инструменты коучинга.

Об одном из таких инструментов рассказала Марина Цетлин – профессиональный коуч, кандидат психологических наук, член Международной федерации коучей (ICF), член клуба эффективных коучей YouCoach Club.

Марина представила модель функциональной системы, предложенную Петром Кузьмичом Анохиным, и рассказала, чем эта модель может быть полезной коучу в работе с клиентами. Теория функциональных систем как основ организации поведения была предложена Петром Анохиным в середине 20го века и во многом перекликалась с идеями, разрабатываемыми в те времена создателями кибернетики, в частности Норбертом Винером. Теория объясняет, почему у человека есть возможность организовывать и выстраивать свое взаимодействие с внешним миром в соответствии со своими потребностями, целями и желаниями. Почему в принципе человек способен достигать собственных целей и изменять мир, а не быть рабом обстоятельств. В основе этой способности лежит синтез информации о себе и о мире и саморегуляция — изменение поведения под влиянием обратной связи от мира о результате твоих действий.

Мы опираемся на этот принцип в коучинге и это дает возможность использовать теорию Анохина и предложенную им модель для повышения эффективности коуча в работе и с индивидуальными клиентами и с командами.

«Если рассматривать человека как некую целостную систему, появляются возможности для коучинга», - уверена Марина Цетлин.

Компонентами системы Анохина являются афферентный синтез (сбор и синтез информации о своих мотивах и возможностях и об обстоятельствах внешнего мира), принятие решения, акцептор результатов действия (подробный образ будущего желаемого результата), эфферентный синтез (создание программы действий), реализация программы действий и учет обратной связи о результате действия для корректировки поведения (если она оказывается нужной).

Если клиент обращается к коучу с запросом о невозможности достичь цели, об отсутствии в жизни значимых результатов, о том что ничего не получается довести до конца, нет успехов, нет продвижения в реализации идей и т. д., коуч может использовать модель ФС как «дорожную карту» и в совместной работе с клиентом выяснить, в каких именно моментах у данного клиента происходит сбой. Потому что недоработка одного из них приводит к развалу всей системы. И этот «один из» (или несколько) у каждого человека свой. Это и есть наши индивидуальные различия.

Рассказывая о блоке афферентного синтеза, особое внимание Марина обратила на наличие такого элемента как «пусковая афферентация» в модели ФС. В современном языке мы часто называем ее триггер. Что-то, что «автоматически» запускает у нас привычную, выученную программу действий. С одной стороны это позволяет значительно сэкономить ресурс. С другой стороны, если выученная программа действия является нежелательным поведением («да, курю», «да, пью», «да, зависаю в компьютере» - не знаю почему, просто не могу удержаться), и клиент хочет от него избавиться, то важно дать ему возможность найти и осознать тот самый триггер, который и запускает всю дальнейшую последовательность действий.

«Если вы работаете с переработкой привычек, очень важно, чтобы человек мог осознать пусковую афферентацию. Потому что какая бы ни была у клиента мотивация или память, контролирует его поведение именно эта пусковая афферентация». Ее возможно, и достаточно легко, переделать, если понимать, что именно переделывать», - уверена докладчик.

В коучинге большое внимание уделяется визуализации будущего результата. В модели Анохина этот элемент называется акцептор результата действия, АРД - образ будущего результата, успешного итога всех усилий. Если клиент имеет слишком смутные представления о том, чего же он хочет в конце концов добиться, он не сможет ни построить эффективную программу действий ни оценить собственный успех. Должны быть четко прописаны критерии успешного результата. Этот этап особенно важен в командной работе. Критерии успеха — объем, тайминг, конкретные параметры — должны быть известны и понятны одинаково каждому члену команды. Только в таком случае появляется возможность скорректировать действия, если первый вариант окажется неудачным. Для корректировки нужны две вещи: четкий АРД и наличие обратной связи. Для клиента очень важно осознать и сформулировать — по каким именно каналам ему необходимо и хочется получать обратную связь о результатах своих действий (внутренние ощущения, отзывы других людей, рост показателей и тд). Обратная связь должна быть доступной для каждого параметра АРД – благодаря этому появляется возможность исправить полученный результат.

В целом использование модели ФС и проработка отдельных ее элементов помогает коучу и клиенту выявлять индивидуальные слепые пятна и слабые звенья клиента и изменять их в процессе коучинга. Также она помогает коучу анализировать работу и прогресс клиента за рамками сессии, видеть картину происходящего в целом и выстраивать рамочную стратегию дальнейшей работы. Точно также любой из нас может использовать эту модель для самокоучинга и системного анализа своего собственного поведения.

О том, насколько действенна модель для коучинга, участники встречи могли убедиться на практике: Наталия Рекова призналась, что прослушав информацию, поняла, чего именно ей не хватало при запуске собственных проектов, и на что именно стоит обратить внимание. Также многие слушатели отметили, что изложенный Мариной материал их очень заинтересовал, и они намерены изучить его в дальнейшем на более высоком уровне.

Следующим спикером встречи стала Любовь Горелова - Мастер сертифицированный коуч Международной Федерации Коучинга (ICF), сертифицированный бизнес – тренер, имеющая более 2500 часов коучинговой работы.

Ее доклад был посвящен такому эффективному в работе коуча инструменту, как метафора.

Спикер отметила, что метафоры придают процессу коучинга огромную силу, а использовать их эффективно может не только коуч, но и клиент-руководитель компании. Метафоры позволяют понять, на каком уровне мыслят клиенты, и с помощью этого найти более точно ответы на вопросы, которые их волнуют.

Метафоры, по словам Любови Гореловой, провоцируют креативность мышления, позволяя выработать творческий подход в работе. Не секрет, что человек часто сам не понимает, что именно ему нужно, и в этом случае подспудные желания могут проявиться через метафоры.

Понятие метафор во многом связано с известной пирамидой Дилтса, на вершине которой находится «Я» - человек, руководитель, на более низкой ступени – ценности человека, далее – его способности, еще ниже – действия, и в основании – его окружение.

Мышление людей, особенно специалистов, часто находится на уровне ресурсов (уровень окружения), мышление лидера - на верхних логических уровнях. Именно лидер, находясь на «верхушке» горы, видит всю полноту картины.

Для того, чтобы решить определенную проблему, человек должен подняться на более высокий уровень, «выйти за рамки». Помочь ему в этом призваны метафоры.

Сила метафор – в том, что они рождаются в правом полушарии мозга человека, которое отвечает за креативность, творческую работу. В повседневной же жизни специалист пытается решить проблему (увеличить продажи, повысить производительность коллектива и т.д.) при помощи левого полушария, которое отвечает за логику и системное мышление.

Задавая клиенту вопрос о том, на что похожа его нынешняя ситуация или каким он видит себя на данном этапе, коуч заставляет включаться в работу правое полушарие мозга клиента, с помощью которого у человека начинают появляться инсайты, а в голову приходят гениальные идеи.

Вынуждая клиента искать ассоциации, коуч пытается заставить собеседника представить видение того, на что должна быть похожа ситуация при идеальном развитии событий. При появлении новой метафоры коуч предлагает клиенту определить свою роль в будущей ситуации, и таким образом подумать, что придется создавать нового и значимого в новой роли.

«Отталкиваясь от своего видения («Я»), и спускаясь по лестнице до «Окружения», можно найти, что нужно для выполнения проекта – проложить дорогу к его осуществлению», - считает докладчик.

Очень часто именно благодаря метафорам и пробуждению интуиции, бессознательного, клиент начинает «фонтанировать» идеями после коучинга, окунувшись в привычную для себя обстановку: кому-то для этого нужно принимать душ, кому-то – заниматься спортом, но в целом процесс неизбежен.

Не менее важна метафора и для самого коуча: с ее помощью он может понять, как проходит коучинговая сессия, что поможет сделать партнерство с клиентом идеальным и легким.

После выступления спикеров заседание клуба YouCoach традиционно продолжила менторинговая сессия, которую проводила Татьяна Хитровская – кандидат экономических наук, практикующий банковский аудитор (квалификационный аттестат нового образца), профессиональный сертифицированный коуч (Эриксоновский университет, Ванкувер, Канада) со стажем преподавания более 15 лет.

Предметом менторинга стала сессия члена YouCoach Рамиля Апкаримова. По его просьбе «под углом» ACC рассматривались восьмая, девятая и одиннадцатая компетенции коуча.

В ходе совместной работы ментор и практикующие коучи отметили позитивные моменты в работе Рамиля, а также рассмотрели ряд возможностей повышения эффективности своего взаимодействия с клиентом.

В завершение сессии все ее участники встречи отметили положительное влияние менторинга на профессиональный рост коуча. Приведем лишь некоторые из прозвучавших комментариев.

Мария Пащенко

Получила ответы на все свои вопросы. Поняла, что нужно смотреть глубже на 8-ю компетенцию, которую сегодня раскрыли максимально широко.

Оксана Копаева

Для меня новым было то, что настройка действия может быть в середине сессии. Очень хорошо стала понимать моменты, в которых есть осознание клиента, поддержка этого осознания и простройка из 8-й компетенции в 9 и 11-ую. Каким образом это можно сделать – это было очень ценно. Также было ценно понять разницу в уровнях ACC, PCC. Просто огромнейшее спасибо.

Светлана

Для меня наиболее ценным было понимание осознаности на глубинном уровне. Благодаря этому выстроилась определённая логика.

Алина Пукаллус

Большое спасибо за живые примеры из опыта. Ранее у меня было чувство, как будто мне на крылья насыпали что-то тяжелое. Сейчас же появилось ощущение, что могу расправить свои крылья и взлетать.

Ирина Чиненова

Благодарю за глубокое подробное погружение в компетенции. Забираю с собой фишку про то, что 8-я компетенция работает после длительных монологов клиента.

Рамиль Апкаримов

Хочу поблагодарить за огромные возможности клуб YouCoach и ментора. После сегодняшнего заседания понял, как облегчить свои сессии, сделать их более продвигающими и быстрыми. Не терпится использовать полученные знания в действии.

Статьи членом нашего клуба можете и Вы – для этого достаточно перейти по ссылке https://www.youcoach.com.ua/events/club/3

Ждем Вас на следующем заседании 17 сентября!

Регистрация на первую
бесплатную коуч-сессию