Международное пространство коучей и клиентов: управляйте Вашим будущим с Вашим персональным коучем!
26.11.2019

11 компетенций коуча ICF глазами членов Международного сообщества коучей YouCoach


11 компетенций коуча ICF глазами членов Международного сообщества коучей YouCoach

Сформулированные Международной Федерацией Коучинга (ICF) 11 ключевых принципов в работе коуча отображают суть подхода к коучингу как процессу, помогают в выборе высококлассного специалиста для выполнения индивидуальных или корпоративных задач.

О том, как указанные принципы помогают коучам-практикам в повышении профессиональных стандартов и чётком понимании компетенций мы попросили рассказать участников Международного сообщества коучей YouCoach

«У нас возникла идея вовлечь коучей-практиков в активную «прокачку» 11 компетенций коуча до уровня МСС, что поможет самим коучам выйти на новый уровень в углублении в мастерство коучинга, и позволит раскрыться им среди коллег как экспертам в теме, - рассказывает основатель Клуба Эффективных Коучей YouCoach Татьяна Ильенко.Также расчет был сделан на то, что это поможет всем, кто планирует получение сертификации в ICF, и создаст внешний стимул углубления в методологию компетенций».

Для этого руководство Клуба пригласило 11 Экспертов по компетенциям, предложив им закрепить за собой одну из компетенций, и публиковать раз в неделю в нашей Facebook-группе материал по ней – это могли быть вопросы, размышления, инфографика, статьи, др.

Результатами эксперимента мы решили поделиться с вами. Сразу оговоримся, что авторы отнеслись к задаче весьма ответственно, представив информационно насыщенные, интересные, и увлекательные посты. Ввиду ограниченного места в статье некоторые из них подверглись, к сожалению, существенному сокращению, но мы обязательно вернемся к ним в будущем – возможно, подготовив с авторами по каждой из компетенций отдельную статью.  

Как и положено автору инициативы, пост по первой компетенции – «Соответствие этическим нормам и профессиональным стандартам» - подготовила Татьяна ИЛЬЕНКО.

«С чего начинается осознанная коммуникация и доверие в коучинге?» - пишет она в своем посте. И сама дает на него ответ.

«Конечно же с установления контакта, с раппорта, скажет кто-то, а для меня это, прежде всего, полное следование этике коучинга, что считывается клиентом разумным уже на первой сессии», - отмечает Татьяна.

Клиент чувствует, будет ли коуч в дальнейшем делиться его кейсом или информацией о нем с другими клиентами, - и если ответит на вопрос положительно, то доверие к коучу может пошатнуться.

Поэтому Татьяна Ильенко рекомендует коллегам перед началом сессии ответить на ряд вопросов:
•    Всегда ли мы на вводной сессии оговариваем с клиентом вопрос конфиденциальности?
•    Оговариваем ли мы со спонсором коучинга защиту конфиденциальности клиента? (Если это 2 разных лица)
•    Предоставляем ли мы правдивую информацию клиенту о нашей квалификации в коучинге, об услуге коучинга?
•    Корректно ли мы доносим до клиента кто такой коуч и какие обязанности коуча и клиента во взаимодействии друг с другом?
•    Обязуемся ли мы намеренно не получать никакой личной/профессиональной выгоды от клиента, кроме той, что оговорена контрактом с клиентом?
•    Говорим ли мы всегда правду о том, что получит клиент от работы в коучинге?
•    Предлагаем ли клиенту обратиться к другому специалисту, если понимаем, что того требует ситуация или мы не видим своей пользы?

«Если хотя бы на один из вышеперечисленных вопросов мы не дали однозначно положительного ответа, то нужно детально изучить Этический Кодекс Коуча ICF», - рекомендует основатель Клуба Эффективных Коучей.

О сущности второй компетенции IFC«Заключение коучингового соглашения» - рассказала Наталия РЕКОВА.

«Бывает у вас такое, что соглашаетесь на сессию, вроде все хорошо, а Клиент не заходит в коучинговое взаимодействие? Вы провели одну сессию и клиент испаряется...Иногда мы так спешим "сделать всех счастливыми", что упускаем самый важный этап, который относится к блоку "Создание фундамента" – Вводную беседу или Вводную коуч-сессию, то есть первый контакт», - напоминает она.

Между тем, целью Вводной коуч сессии является:
•    Знакомство и клиентом,
•    Предоставление ему исчерпывающей информации о том, что такое коучинг, с какими запросами работает и
•    Заключение договора о дальнейшем взаимодействии (Заключение контракта).

Обычно Вводная беседа, напоминает Наталия Рекова, длится от 15 минут до часа, а ее основными этапами являются  раппорт, уточнение источника информации, информирование о том, что такое коучинг и его отличия от консультирования, психотерапии. Также в это время клиенту следует представить свою методику работы, получить от него понимание полученной информации, уточнить готовность к работе, определить цели клиента (что именно он хочет изменить), познакомить с домашними заданиями и важностью их выполнения в продвижении к целям, познакомить с принципами коучинга, предложить ознакомление с Коучинговым соглашением, назначение графика взаимодействия при обоюдном согласии на него.

«Нет правильных и неправильных способов проведения вводной беседы, создавайте свой уникальный фундамент, на котором будет работать Ваш уникальный альянс!» - уточняет Наталия Рекова.

Сущность третьей компетенции коуча ICF – «Установление доверительных отношений с клиентом» - раскрыла Алина СТЕПАНОВА.
«Данная компетенция, - считает она, - не случайно идёт в первой тройке. Доверительные отношения - неотъемлемая составляющая всего процесса коучинга. И если заключение коучингового контракта- это фундамент дома, то доверительные отношения с клиентом - это воздух, которым наполнен весь дом. Без доверительных отношений, как без воздуха, нет эффективного коучингового процесса».
При этом коуч приводит формулу доверия, которую упомянул в своей книге Trusted Financial Advisor (Советник, которому доверяют) финансист Дэвид Майстер.

В числителе формулы - такие характеристики, как достоверность (другое название - «кредит доверия»), надежность, близость. А в знаменателе - один-единственный показатель. Ориентация на собственный результат. И это верно не только применительно к финансам, считает Алина. Коуч всегда здесь - для клиента и ради клиента. Результата самого коуча в процессе коучинга нет. Есть только результат клиента. Как только в процессе коучинга появляется понятие «результат коуча» - доверие автоматически сходит на нет.
Для создания доверительных отношений с клиентом коуч, полагает Алина Степанова, выказывает истинную заботу о благополучии и будущем клиента, постоянно демонстрирует свою собственную целостность, честность и истинность, заключает ясные соглашения и выполняет обещания, демонстрирует уважение к восприятию клиента, его стиля обучения и личности клиента, обеспечивает постоянную поддержку, поддерживает новые модели поведений и действия, включая те из них, что касаются рисков и боязни неудачи, спрашивает разрешение клиента на проведение коучинга в новых, ещё непривычных для клиента областях.

При этом в формировании доверия есть два аспекта- внешний и внутренний. Внешний, формальный - все, что касается правил взаимодействия коуча и клиента, они прописываются в контракте. Внутренний, неформальный аспект доверия - это то, чем наполнено взаимодействие. Эмпатия, внимание, вовлечённость, интерес, вдохновение, мотивация на достижение цели.
«Только при таком комплексном подходе к клиенту, основанном на искреннем интересе к нему, основано создание доверительных отношений с клиентами», - уверена Алина.

О четвертой Компетенции Коуча«Коучинговое присутствие» - рассказала Алена ЛАЗАВЕНКА.

Автор напоминает, что компетенция № 4 «Коучинговое присутствие» входит в блок «Создание доверительных отношений» и логически продолжает компетенцию №3, так как коучинговое присутствие невозможно без доверия себе, клиенту и процессу.
«Погружение в «здесь и сейчас», полное присутствие и внимание на клиенте создает предпосылку для того, чтобы сессия была максимально эффективной и позволяет коучу проявить его самые лучшие навыки, такие как активное слушание, умение задавать сильные вопросы, создание осознанности», - считает Алена, отмечая, что данная компетенция в модели Global Look Ольги Рыбиной совместно с компетенцией № 1 составляет блок «Быть коучем».

Данная компетенция, по мнению Алены, подразумевает, что коуч присутствует, и присутствует «осознанно» в моменте не только физически, но и мыслями. Именно из "Быть коучем" и "Быть осознанно" следует возможность «делать».
«Что значит присутствовать?» - спрашивает автор и сама же дает ответ на этот вопрос: «Присутствовать — находиться; быть где-нибудь в данное время (по Ожегову)».
Исходя из этого, Коучинговое присутствие – это способность быть полностью осознанным и создавать непринужденные отношения с клиентом, демонстрируя открытую, гибкую и уверенную манеру поведения.
Также Алена провела с читателями группы интересное исследование, попросив их определить, какая метафора является для них наиболее близкой для описания «коучингового присутствия».

Сущность пятой компетенции«Активное слушание» - раскрыла коуч Екатерина КОПТЕЛОВА.
Сделать это она решила на примере реального кейса.
Обучаясь у различных международных и российских гуру коучинга, Екатерина неоднократно слышала о приеме «отказ от записей/пометок и видео-картинки во время сессии» (в случае, если беседа ведется по Skype). А также о том, что просто слушание голоса клиента помогает тотально погрузиться в то самое истинное “глубинное слушание” и следующее за ним “присутствие” (сначала начать вслушиваться, затем погрузиться в энергию клиента).

«Являясь отличницей-системником, у которой все всегда зафиксировано и на все есть ссылка, я никак не могла решиться на этот экспериментальный полет в свободное слушание. До тех пор, пока не оказалась в экстренной ситуации, когда сессию пришлось проводить в полевых условиях, не имея возможности писать. И это оказалось колоссальным вызовом для моей привычной структуры сессии!» - делится коуч опытом.

Те компетенции, которые казались давно усвоенными, не удалось проявить. Сложность, по словам Екатерины Коптеловой, была в том она тот день она была настроена протестировать вопросы нового масштаба и задать “глубину”. При этом сохранить фокус на фактах, формулировках клиента не удалось, язык клиента не был уточнен и был интерпретирован, была потеряна связь и присутствие.

«Удерживая факты в голове, я выпадала из «здесь и сейчас», - рассказывает коуч.

К счастью, Екатерина добавила в сессию вопросы, которые прекрасно сработали. Они были направлены на исследование мировоззрения клиента («бытия» на уровне ”КТО”), на описание связи ситуации с ключевыми принципами клиента, на исследование связи множества противоположных ценностей клиента, на выявление характерных паттернов и взаимосвязей, расширяющих границы за пределы рассматриваемой ситуации, на осознание того, что за описанной клиентом ситуацией стоит нечто большее.

В результате коуч пришла к следующим выводам:
•    Прежде чем ввести в сессию новизну (прием, инструмент), его обязательно необходимо протестировать;
•    Слушание без пометок и визуальной картинки требует новых навыков от коуча: сверхконцентрации, тотального внимания и присутствия;
•    Активное слушание является мощным инструментом развития способности слушать слышать при правильном навыке использования;
•    Безусловно это мощный инструмент развития способности слушать слышать при правильном навыке использования;
•    Выход из привычного хода сессии – это всегда рост мастерства.
Свои выводы Екатерина подкрепила высказываниями Марши Рейнольдс (одной из первых в мире MCC, экс - президента ICF Global) и цитатами из «Оранжевой книги» Ошо.

О важности в работе коуча постановки «сильных вопросов» рассказала Татьяна БОГДАН.
По ее мнению, умение (навык) задавать вопросы, провоцирующие совершение открытий, озарение, было открыто в Древней Греции, когда философ Сократ, «бездельничая» в Афинах, затевал беседы с людьми для того, чтобы побудить их рассказать о своей жизни и ценностях. Сократ задавал общий вопрос, дожидался ответа, задавал уточняющий вопрос и так до окончательного ответа. Сократ был первым, считает Татьяна, кто открыл путь к самопознанию через диалог. Об этом свидетельствуют и знаменитые цитаты Стива Джобса «Я бы обменял все мои технологии за встречу с Сократом», «Используйте принципы Сократа в собственной жизни, работе, учебе и отношениях – это принесет в вашу каждодневную жизнь больше правды, красоты и совершенства».
«Как же развить в себе этот навык?» – задается вопросом Татьяна и дает на него ответ из своей жизни.
Чуть более года назад коуч работала в топ-менеджменте успешной компании с прекрасной командой коллег и подчиненных. При этом ее работа представляла собой «поток» во всех смыслах – с возможностью самореализации и развития, обучения у тренеров и спикеров очень высокого уровня.
Но однажды топ-менеджеров пригласили на семинар, где речь шла, вопреки ожиданиям, не о новых бизнес-целях и новых вызовах для компании, а о совершенно другом. В частности, фасилитатор предложил участникам дать ответы на «простые» вопросы: «Кто ты? Где ты работаешь? Что ты можешь? Зачем это тебе? Почему делаешь того, что тебе нравится сейчас?»

Несмотря на то, что вопросы казались «простыми», при обдумывании ответов на них можно достичь огромной глубины – но только в том случае, если отвечать искренне.

«Для меня и не только для меня, эти вопросы стали озарением и многое изменилось и в моей жизни, и в компании, и в жизни каждого, кто прошел этот семинар, - рассказывает коуч. - Я научилась определять данные, которые создают «поток», открывающий путь к более глубокому осознанию. И вдруг оказалось, что с осознанием приходит способность менять направление и скорость мысли».

После сделанных открытий «картины мира» стали свежими, яркими и интересными. Появилось ощущение возможности охватить гораздо больше, чем представлялось ранее, видеть мир без «констант», «ограничений», возникло желание видеть только то, что хочется видеть.
Поэтому, считает коуч, сильные вопросы должны быть, прежде всего, неограниченными – то есть такими, которые открывают неограниченный доступ к управлению своими мыслями.
Свои выводы Татьяна подкрепила примерами из литературы, цитируя Бруно Ферреро, а также рассказывая об опыте общения с канадским бизнес-тренером, основателем и президентом компании «Эриксон коучинг Инт.» Мэрилин Аткинсон.

Преимущества использования компетенции №7«Прямое общение» - раскрыла в своих постах Мария ПАЩЕНКО.
Данная компетенция, считает она, проявляется через способность коуча эффективно общаться на протяжении сессии для позитивного взаимодействия с клиентом. Речь, в частности, идет о том, чтобы часто использовать язык Клиента, который позволяет ему позитивно и конструктивно мыслить; делиться в обязательном порядке своими ощущениями, мыслями по поводу того, что говорит Клиент, через четкую, прямую, ясную обратную связь. Кроме того, важно четко формулировать, переформулировать, проводить рефрейминг, чтобы помочь Клиенту понять, разобраться в том, чего он хочет на данной коуч сессии, в освоении этой темы, в чем он не уверен, помочь взглянуть с иной перспективы. Также необходимо пользоваться метафорами, аналогиями, чтобы помочь Клиенту проиллюстрировать важную мысль или создать вместе с ним словесную картинку.
«Коммуникация Коуча четкая, ясная, прямая, помогающая Клиенту увидеть ситуацию с разных точек зрения», - считает Мария.
Прямая коммуникация, по ее мнению, проявляется у коуча через содержание речи "ЧТО" говорит и действия "КАК" говорит.


Ошибки, которые коуч допускает в прямой коммуникации, выражаются в том, что он во время сессии говорит словами, которые клиент не понимает и поэтому клиент вынужден переспрашивать. Кроме того, задавая по несколько вопросов за раз в попытке улучшить каждый предыдущий вопрос, коуч как бы подталкивает клиента в сессии к «якобы» очевидному ответу (но его ли это решение и ответ?). Также не стоит рассказывать без разрешения рассказывает о себе/о своей похожей ситуации. Непозволительным можно считать и тот случай, когда коуч говорит в сессии больше, чем клиент (80\20), очень часто перебивает или дает советы о том, как нужно поступит, сделать в той или иной ситуации.
«Основная задача в коуча сессии — давать возможность клиенту проявить себя, больше его слушать клиента, а не говорить самому», - резюмирует Мария Пащенко.

Опытом использования в практике восьмой компетенции коуча – «Стимулирование осознания» - с коллегами поделилась Оксана СМИЛКА.

В частности, она напомнила, что ICF определяет данную компетенцию как способность "интегрировать и точно оценивать различные источники информации, а также интерпретировать её, чтобы помочь клиенту осознать происходящее и тем самым достичь оговоренных результатов.”

Осознание абсолютно необходимо для любого процесса изменения. Не будучи в состоянии увидеть то, что происходит на поверхности, или не будучи в состоянии обнаружить то, что происходит под поверхностью, коуч не сможет направить клиента, чтобы увидеть, какое поведение и убеждения необходимо изменить. Процесс формирования осознанности, как и все другие коучинговые компетенции, является параллельным процессом. Коуч и клиент должны быть готовы и способны точно оценить несколько источников информации, чтобы клиент мог достичь своих оговоренных результатов.

Создание осведомленности, уверена Оксана Смилка, можно рассматривать с двух точек зрения:
как мы создаем осведомленность для себя как коучи?
как мы поддерживаем наших клиентов в создании осведомленности для них?

Как коуч создает осознанность? Используя все другие коучинговые компетенции, такие как коучинговое присутствие, сильные вопросы, активное слушание и прямое общение, коуч постоянно пробуждает новую осознанность и понимание со стороны клиента. Для этого он акцентирует внимание на вопросах, которые вызывают желания и ценности клиента, отмечая его или ее чувства, последовательно увеличивая ясность видения клиента, а также направляя их к принятию плодотворных действий, -  все это создает повышенную осведомленность.

Согласно ICF, коуч демонстрирует способность создавать осознанность, когда она "выходит за рамки того, что сказано в оценке проблем клиента, не попадая на крючок описания клиента."

В то же время, если коуч ограничивает свой анализ только тем, что говорят клиенты, он не сможет исследовать основные проблемы, и сессии, вероятно, останутся на поверхностном уровне, ограничивая потенциал для продвижения или истинного прогресса.

Чтобы создать осознанность, коуч должен позволить клиенту увидеть новые возможности для действий с другой точки зрения.

Начинающий коуч способен работать на поверхностном уровне, что соответствует стилю обучения первого уровня "наблюдатель-действие-решение” (Chalmers Brothers, Language and the Pursuit of Happiness).
Напротив, опытный коуч может глубже исследовать то, что говорит клиент, проясняя убеждения, ценности, предположения и страхи, которые могут помешать достижению результатов. Это более глубокое исследование позволяет изменить то, как клиент интерпретирует реальность. Происходит смена "наблюдателя", который, в свою очередь, разрабатывает новые действия и добивается результатов, которые могут быть применены не только к конкретной ситуации, но и к другим сферам жизни.

Также Оксана Смилка в своем посте привела примеры создания осознанности.

Рекомендациями относительно применения компетенции №9«Проектирование действий» - с коллегами поделилась Лиана КОПЫЛОВА.
В частности, коуч напомнила, что проектирование действий — это умение создать совместно с клиентом возможности для непрерывного обучения во время коучинга и в жизни/на работе, и для того, чтобы предпринимать новые действия, которые наиболее эффективно приведут к оговоренным результатам коучинга.
Это достигается тем, что коуч организует мозговые штурмы и помогает клиенту определить те действия, которые позволят ему продемонстрировать, отработать и углубить новые знания.
Кроме того, он помогает клиенту сконцентрироваться и систематически изучать наиболее существенные для достижения оговоренных целей коучинга конкретные проблемы и возможности. Также своими действиями коуч вовлекает клиента в исследование альтернативных идей и решений, в оценку вариантов и принятие соответствующих решений, поддерживает активные эксперименты и самопознание, где клиент сразу же пробует то, что было предметом обсуждения и изучения во время сессии, в своей работе и жизни, отмечает успехи и способности клиента, способствуя их дальнейшему росту.

Помимо этого, бросая вызов предположениям и точкам зрения клиента, провоцируя появление новых идей и находя новые возможности для действий, коуч поддерживает или выдвигает точки зрения, соответствующие целям клиента, и, не симпатизируя ни одной из них, убеждает клиента рассмотреть их, помогает клиенту «Сделать Это Прямо Сейчас», во время сессии коучинга, обеспечивая немедленную поддержку. Тем самым коуч поддерживает рабочее напряжение, «растяжку», поощряет постановку сложных задач, но вместе с тем поддерживает комфортный темп обучения.

«Вы обратили внимание, как пересекается определение слова и составляющие компетенции! И это не только про завершение сессии словами «Что будешь делать с тем, что осознал? Какие шаги готов предпринять?» - отмечает Лиана Копылова.

Это также относится и к пути, по которому в сессии коуч будет двигаться с клиентом к его пункту назначения, к «станциям», на которых планируется сделать остановки для исследований. Кроме того, с этим связаны глубина и новизна решений, «карта местности», в которой проживает и действует клиент, и «топливо», которое даст клиенту энергию на выполнение действий.

Еще один важный момент: Лиана Копылова отметила трудности, с которыми сталкивается коуч на данном пути: клиент не хочет брать на себя обязательства, которые становятся для него обузой и тяжелым бременем, у него появляется «внутренний СТОП» - когда «хочу, но не знаю, что и как делать». Также часто встречается, что клиент делает вывод, а приступать к действиям не горит желанием («подумаю еще»), его может страшить большая цель, не все клиенты готовы на конкретные шаги.

О значении в деятельности коуча 10-й компетенции ICF «Планирование и постановка цели» - рассказала Ксения САВЧУК.
Ярким примером важности планирования, считает она, является эпизод из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес»: встретив Чеширского кота, девочка призналась, что не знает, куда ей идти, так как не понимает, куда хочет попасть.

«Часто, поступая как Алиса, которая, не оценила всю ситуацию и с азартом спрыгнула в Кроличью норку, мы хватаемся за многообещающие проекты и надеемся на счастливый случай, в итоге, получаем результат, который не устраивает ни нас, ни наших клиентов», - делится мнением коуч.

Согласно статистике, 80% предпринимателей при планировании бизнеса испытывают трудности в реализации своих проектов, так как не понимают, чего конкретно хотят и как этого получить. Даже несмотря на то, что они уверены, что главная цель их деятельности – получение прибыли, отсутствие устойчивых краткосрочных и долгосрочных целей, неправильное делегировать обязанностей, отсутствие расставленных приоритетов в работе, накрывает их хаосом «с головой».

«Если вам, в отличие от Алисы, действительно важен конечный пункт, где Вы и Ваш бизнес окажетесь, тогда ваш путь действительно имеет значение, и он не покажется вам «Страной чудес». Поэтому не торопитесь и напишите свою дорожную карту успеха вместо того, чтобы нырять в кроличью нору и оказаться на «Безумном чаепитии» у Мартовского зайца», - рекомендует Ксения Савчук.

Коуч уверена, что цели могут и должны покрывать все сферы нашей жизни, особенно если речь идет о коучинге: образы целей в коучинге должны быть сформулированы с учетом ряда требований и критериев. В частности, коуч вопросами корректирует постановку цели, помогая клиенту проверить ее истинность, актуальность и важность.

К техникам планирования как в сфере профессиональной деятельности, так и в сфере личной жизни, рассказывает Ксения, принято относить технику «4 вопроса планирования», методы расстановки приоритетов, метод Генри Ганта, сетевой анализ PERT, SWOT-анализ.

Одна из наиболее популярных среди них - техника "4 вопроса планирования». Так, чтобы направить коучинговую сессию на поиск решения, нужна устойчивая визуализация и чувство результата, также необходимо поддержать детальное микровидение ключевых этапов. Техника «4 вопроса планирования» состоит в поиске ответов на следующие вопросы:
•    Что конкретно я хочу?
•    Как я могу этого достичь?
•    Почему для меня это важно?
•    Как я пойму, что я достиг (-ла) желаемого результата?
•    Что я буду видеть, слышать и чувствовать, когда это случиться?
•    Какие два первых простых и легких шага я готов (-а) сделать в течение ближайших 24 часов на пути достижения цели?
Сильные вопросы данной техники формируют четкий план, в котором проектируются сроки получения достижимых, измеримых и конкретных результатов. Вместе с клиентом определяются и намечаются первые значимые для клиента успехи. В процессе движения к намеченным результатам важную роль играет участие коуча, который помогает клиенту отыскать и получить доступ к информационным ресурсам, таким как книги, группы, сообщества. Таким образом, способствует повышению потенциала клиента, развивая его менеджерские качества и приучает к активности.

И, наконец, о последней, 11-ой, но при этом не менее важной компетенции коуча«Управление прогрессом и ответственностью» - рассказала Виктория СМУСЬ.
«Для меня каждая сессия начинается с вопроса себе: «Что даст клиенту взаимодействие со мной?» Это помогает мне настроиться на продуктивную работу, сохранить свою энергию и стать импульсом действий для клиента», - делится опытом коуч.

Обсуждение с клиентом ответственности за результаты является неотъемлемой частью контракта, считает Виктория. И этот пункт должен быть одним из первых. Он проверяет готовность клиента действовать, принимать ответственность на себя – за результат его действий или отсутствия результата по причине бездействия.
На данном этапе коуч с клиентом обсуждает уровни ответственности, когда он отвечает:
•    За все свои поступки в жизни;
•    За то, как другие люди ведут себя с ним и как он ведет себя с ними;
•    Даже за то, как другие люди в его окружении поступают с другими.
Этот шаг, уверена Витория Смусь, очень сильно помогает в будущем избежать изменений в плане действий по причине влияния других людей.

Кроме того, еще раз об ответственности стоит напомнить при составлении плана действий, особенно, когда оцениваются риски выполнения/невыполнения поставленных задач. А также на этапе прояснения кто может помочь, поддержать или помешать в достижении желаемого. И когда «взлетная полоса» расчищена от завалов перекладывания ответственности, можно смело договариваться об удобных точках контроля выполнения плана действий и оценке прогресса.

Также коуч приводит некоторые вопросы, которые, по ее мнению, уместны на данном этапе:
•    Какие из указанных действий наилучшим образом помогут продвинуться к поставленной цели?
•    Какие первые три шага выполните сразу после нашего общения?
•    В какие сроки начнете и завершите каждый действенный шаг?
•    Что может помешать предпринять такие шаги, чтобы достичь цели?
•    Что сделаете для устранения этих внутренних и внешних факторов?
•    Насколько ощущаете уверенность в себе для качественного выполнения этой задачи?
•    Что сделаете на этой недели и далее?
•    Что почувствуете, сделав это?
•    Что будет, если этого не сделаете?
•    Какие изменения необходимо внести в план действий, чтобы повысить гарантию его выполнения?

При этом Виктория Смусь уверена, что управление ответственностью и прогрессом следует осуществлять не только на очных сессиях, а также в промежутках между ними.

«Так я вношу себе в google-календарь задачи и сроки, чтобы спросить у клиента о его продвижении, таким образом не дать ему сбиться с пути между сессиями», - рассказывает коуч.

Надеемся, что материалы коллег были интересными и полезными для вас, и вы сможете успешно применять их в своей практике.

От редакции. Напомним, что 14 ноября Международная федерация коучинга ICF приняла решение обновить ключевые компетенции коуча, создав их новую модель. Количество компетенций в новой модели уменьшилось с одиннадцати до восьми, а при их описании преобладают глаголы. Так как новая модель компетенций коуча вступит в силу только с января 2021 году, менторинги в течение следующего года будут проходить по старой, «привычной» модели. Кроме того, все это время будут действовать старые маркеры компетенций – новые только предстоит разработать. О первоначальном анализе новой модели, а также о всех последующих изменениях в ней читайте в материалах на нашем портале.

До встречи в Клубе Youcoach!

Регистрация на первую
бесплатную коуч-сессию